Шахматы в Димитровграде
Все о шахматах в городе на Черемшане
Партнеры
Галерея
Расписания
Календарь
Рейтинги
Турниры
Ссылки

Главная
О проекте
Архив новостей
Поиск
75-летию Победы
Мысли вслух
Ведущие игроки
Статистика
Личесс
Шахматы в Ульяновске
Сайт Парфенова
Юмор



Новости

Удержать любой ценой

11.12.2023

*****

ГЛАВА 1.

Рассказывая о встрече с Олегом Богатовым, в ходе которой было упомянуто интервью с Анатолием Карповым, я порекомендовал моим читателям посмотреть вышедший год назад фильм "Чемпион мира".

По факту просмотр фильма оказался достаточно сложным делом, т.е. словами Варфоломея Коробейникова из "12 стульев", "это только обеспеченому человеку под силу".

Возможно, кому-то из димитровградских шахматистов по тем или иным причинам не удалось посмотреть этот захватывающий фильм.

Не исключено также, что представители молодого поколения еще не успели ознакомиться с историей шахмат и имеют слабое представление о событиях тех давних лет.
Позволю себе напомнить некоторые подробности этого матча, о котором написано столько, что мои напоминания выглядят азбучными истинами.

Вначале предыстория:

Первым советским чемпионом мира по шахматам в 1948 году стал Михаил Ботвинник.
Этот титул долгие годы удерживали другие представители советской школы - гроссмейстеры Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян и Борис Спасский.

Но в конце 60-х на шахматном небосклоне взошла новая звезда - американец Роберт Фишер, который в 1972 году в скандальном матче сумел отобрать шахматную корону у Бориса Спасского.

В 1975 году Фишер был лишен звания чемпиона мира, ввиду его отказа от матча с победителем матча претендентов Анатолием Карповым, который и был объявлен чемпионом мира.

Советский гроссмейстер Виктор Корчной долгие годы боролся за право сыграть матч за звание чемпиона мира. В 1974 году он впервые вышел в финальный матч претендентов, но в упорной борьбе уступил Анатолию Карпову.

Эта неудача вывела Корчного из себя, в запале он нелестно высказался в адрес своего молодого соперника, причем это интервью было опубликовано в зарубежой прессе.
Всё это не осталось без последствий - Корчному стали отказывать в зарубежных поездках, после чего он решился на отчаянный шаг - просить политического убежища на Западе.

Страной своего проживания он выбрал Швейцарию, но гражданство этой страны получил далеко не сразу.

В СССР против Корчного началась массовая политическая кампания, в результате которой он стал "перебежчиком", "отщепенцем" и даже "злодеем".
Долгие годы Корчной вел борьбу за право воссоединиться с семьей, но постоянно получал отказ.

Своим непростым характером возрастной Корчной давно не устраивал советское руководство и оно в итоге сделало ставку на молодого Анатолия Карпова, имевшего безупречную репутацию - выходец из рабочей семьи, член ЦК ВЛКСМ.

Получив титул чемпиона мира "без борьбы", но не желая оставаться "бумажным" чемпионом, Анатолий Карпов предпринял несколько попыток договориться с Фишером о матче, но они, к сожалению, не увенчались успехом.

Тогда "играющий чемпион" Анатолий Карпов, в отличие от Фишера, стал доказывать свою состоятельность многочисленными победами в международных турнирах, стал чемпионом СССР, что сделать в те годы было далеко непросто.

Матч в Багио, 1978 год

Тем временем приближался 1978 год, год защиты титула чемпиона мира по шахматам.
Претендентом и соперником Анатолия Карпова вновь стал его старый знакомый - Виктор Корчной, который обыграл перед этим Тиграна Петросяна, Льва Полугаевского и Бориса Спасского.

Напомним еще раз, что эти события происходили во времена "холодной войны", когда для Советского Союза было делом чести доказывать свое превосходство во всём, в том числе и в шахматах.

Советский спорт не мыслил себя без бравурных: "Мы верим твёрдо в героев спорта. Нам победа, как воздух, нужна… Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!"

После долгих споров и согласований местом проведения матча были выбраны Филиппины.
Непонятно, чем руководствовались стороны, выбирая такое экзотическое место как Багио.

Каждая противоборствующая сторона видимо хотела насолить другой, но получилось с точностью наоборот.
Тропики, бесконечные дожди, стопроцентная влажность, невыносимая жара, неудачное место для проживания и полноценного отдыха - всё это едва не обернулись катастрофой в первую очередь для Анатолия Карпова, не блиставшего в плане физической подготовки.

С другой стороны также непонятно, на что надеялся Виктор Львович, вступив в широкомасштабную борьбу даже не с чемпионом мира Карповым, а с целой державой, не имея при этом вообще никакого гражданства?

Советского чемпиона поддерживали не только руководители государства в лице Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, но и как заявил в фильме герой Виктора Сухорукова - "полярники, рыбаки, животноводы".
(Сдается мне, что "животноводы" - это импровизация Виктора Ивановича).

В то же время нельзя сказать, что Запад не помогал Корчному - диссидентов было не так много и к ним относились достаточно "бережно".
Делегация Корчного была небольшой, но вся эта "Антанта" действовала разрозненно и преследовала прежде свои личные интересы.

Секундант Корчного, например, англичанин Р.Кин писал по ночам книгу о матче, чтобы первым оказаться в издательстве - дорога ложка к обеду! Какая уж там помощь?

Да и не доверял особо этим "помощникам" Виктор Львович. Кому он доверял всецело, то это фрау Лееверик, бывшей узнице ГУЛАГа.

Но эта дама ничего не смыслила в шахматах и ее помощь порой приносила обратные результаты, благодаря чему Корчному приходилось все спорные вопросы решать самому.

Матч был безлимитным, до 6-ти побед.
Он сопровождался чередой скандалов, по очереди возбуждаемых обеими сторонами: чего стоят только зеркальные очки Корчного, пиратский флаг, "буря в стакане кефира", отказ от рукопожатий и т.д. и т.п.
На мой взгляд, не с лучшей стороны показали себя и те, и другие.
Судя по всему, этическая сторона дела в Багио мало кого интересовала. Борьба "экстрасенсов" - лишнее тому подтверждение.

Немаловажным является и тот факт, что организаторы изначально обозначили свои симпатии советской стороне - и это не фантазии Виктора Львовича.

В своей книге воспоминаний "Страницы шахматной жизни" В.Д.Батуринский сам рассказывает об этом.
Например, на банкете после открытия матча президент страны Маркос посадил по обе стороны от себя Карпова и Корчного, но подчеркнуто разговаривал только с Карповым.

Возможно этому предшествовали какие-то события (а они имели место быть), но как в таких случаях должен вести себя хлебосольный хозяин для примирения гостей?

В фильме карикатурно показано появление Корчного на сцене со счетчиком Гейгера.
Но по словам того же Батуринского, перед началом матча кресло Корчного (которое ему подарила одна английская фирма), было также обследовано рентгеном и даже была выдана справка о его пригодности для использования.
Правда Батуринский не уточняет, по чьей инициативе проводилась эта проверка. Но не по требованию же самого Корчного?

В создавшихся условиях преимущество оказалось на стороне Анатолия Карпова, которому удалось довести счет до критических 5:2.

Но затем у чемпиона мира наступил кризис, которым воспользовался Корчной, сумевший невероятным образом сравнять счет - 5:5.

На большее Корчного не хватило и следующую партию он проиграл.

В тоже время после трех поражений в лагере Карпова было принято единственно правильное решение - свозить своего подопечного в Манилу на баскетбольный матч СССР - Югославия, где Анатолий смог бы эмоционально встряхнуться.

Так и случилось - на следующий день Анатолий Карпов вышел на партию с боевым настроем и сумел одержать победу, защитив тем самым звание чемпиона мира!

Продолжение

-----------
Олег Сурков, Димитровград