Новости
|
|
Потерянные в Песках - 2
06.05.2022
*****
В первой главе рассказывается о трагической судьбе одного из двухсот красноармейцев 1185 полка 356 стрелковой дивизии, принявших бой на "Кровавом поле".
Глава вторая.
Как оказалось, доверять спискам погибших, указанным на памятниках, можно далеко не всегда, этому есть масса примеров. Пусть это не прозвучит кому-то упреком, ведь возводили Мемориалы и составляли списки люди с повышенным чувством долга и ответственности.
Разумеется, избежать ошибок в написании фамилий было невозможно, ведь неизвестно, в каком состоянии находились исходные документы, да и фамилии наши бывают порой такие, что ни выговорить, ни написать.
Но главная проблема в том, что исправить надписи на гранитных и тем более мраморных плитах практически невозможно.
Валерий Анатольевич Морозов (военком Плавского района) поведал мне случай, когда ему пришлось буквально отбиваться от одной женщины, которая требовала поменять букву в написании фамилии своего отца или деда. А ведь в принципе она была права! Только как все это должно выглядеть на практике? Заменить плиту, исправить фамилию не так просто как кажется.
Единственный выход: накопить полностью выверенную базу и уж потом каким-то образом решать проблему. Собственно говоря, первым пунктом я и занимаюсь по мере возможности...
Продолжая начатую тему, мне хотелось бы открыть список ульяновцев, погибших в Песках, единственным представителем Базарно-Сызганского района - Петром Дмитриевичем Казаковым. Судьба этого человека в чем-то схожа с судьбой И.Н.Живодерова.
Согласно донесению о безвозвратных потерях 1185 полка 356 стрелковой дивизии, Петр Дмитриевич Казаков погиб 23 декабря 1941 года и похоронен в деревни Пески.
Его фамилия занесена в Книгу Памяти Тульской области, значится на плите Мемориала в селе Троицком Чернского района. Именно там до последнего времени НЕ значилась фамилия моего деда, Суркова Григория Дмитриевича. Почему так произошло?
По одной из версий, волевым решением на плиты заносилась только часть фамилий, видимо из-за недостатка времени или места на плитах.
Другая версия: фамилии по ошибке взяты из списков умерших в госпитале, возможно в них оказались выжившие и эвакуированные. Случай с И.Н.Живодеровым - яркий тому пример.
Дело в том, что на сайте "Память народа" имеется документ, где полный тезка П.Д.Казакова (и тоже из Базарного Сызгана) пропал без вести в декабре 1942 года, т.е. почти через год после гибели в Песках якобы другого Казакова.
А вдруг это один и тот же человек? Правда, полный тезка Казакова П.Д. пропал без вести не из 356 стрелковой дивизии, да и год рождения у него 1908, а не 1905.
Но ведь в другую часть (5-ю мотострелковую дивизию) Казаков мог попасть после ранения на Кровавом поле, а рукописную "пятерку" в документе вполне можно принять за "восьмерку".
Вот такие "кроссворды" порой приходится решать в поиска истины...
А истина видимо в том, что П.Д.Казаков, якобы погибший в Песках, не упоминается в Книге Памяти родной Ульяновской области, только в Тульской. А вот П.Д.Казаков, пропавший без вести в Смоленской области, в Книге Памяти УО значится.
В военкоматах на местах своих знают лучше, всё под рукой, данные для занесения в Книгу Памяти берут именно там.
Скорее всего, П.Д.Казаков вел со своими родными переписку вплоть до декабря 1942 года.
Таким образом, П.Д.Казаков, якобы погибший в Песках и П.Д.Казаков, пропавший без вести почти через год в Смоленской области - один и тот же человек. Жил он до войны в Базарном Сызгане, скорее всего на улице Кирова, жену звали М.А.
В дальнейших поисках я всегда допускал превращения "двойников" в одного человека...
Продолжение следует...
-----------
Олег Сурков, Димитровград
|
|
|
|